• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1
Начало учебного года в аспирантуре - 1 ноября.

Программа Школы

Три года обучения в Аспирантской школе можно условно разделить на две части: образовательную и исследовательскую. Во время первого года упор делается на развитие академических навыков, и время посвящено преимущественно курсам. Основная нагрузка второго и третьего годов - исследовательская.

Курсы

Программа Школы предполагает ряд обязательных курсов, которые слушают все студенты, а также ряд специальных курсов по выбору. Занятия проходят по вечерам, несколько дней в неделю.

При создании программы Школы перед нами стояла очень непростая задача. Нам нужно было найти такие курсы, которые будут действительно необходимы ярким и высокообразованным специалистам, которые проходят отбор. Мы решили отказаться от идеи предлагать узко-специальные курсы, посвященные темам, в которых аспиранту проще и быстрее разобраться самому, и сконцентрироваться на двух других типах курсов. 

Первый тип - методологические курсы, которые развивают конкретные исследовательские навыки, редко прививаемые на уровне бакалавриата или магистратуры. Такие курсы выводят аспиранта на более высокий технический уровень исследования.

Второй тип - междисциплинарные курсы, которым зачастую также уделяется недостаточное внимание на более низких этапах образования. Они  призваны восполнить получающуюся на выходе из бакалавриата и магистратуры известную узость кругозора. Такая узость особенно пагубна для научных исследований в XXI веке, когда мы наблюдаем становление единой социальной науки (одно из проявлений – это появление в ведущих западных университетах курса Behavioral Law and Economics, сочетающего как право и экономику, так и достижения когнитивной психологии и социологии). Всенарастающая актуальность междисциплинарного знания особенно очевидна в академической науке. Курсы подобного рода позволят аспиранту обрести базу для научного сотрудничества с коллегами из других областей, возможности и плодотворность которого существенно растет со вступлением человечества в век Big Data.


Научно-исследовательская работа

Получив необходимый бэкграунд во время первого года, во втором году студенты начинают активную подготовку публикаций и диссертации. Высшая школа экономики пытается порвать с традицией российской аспирантуры, в которой диссертация готовится тандемом руководитель-аспирант без существенного привлечения остальных специалистов (хотя это и не значит, что значение фигуры научного руководителя уменьшается). В дополнение к работе один на один со своими научными руководителями, студенты Аспирантской школы имеют отличную возможность апробации результатов их исследований на неформальных кафедральных коллоквиумах и при личных встречах с ведущими российскими специалистами, работающими в стенах Факультета права. Мы стараемся делать упор не на том, чтобы формально "заслушать - постановить", а на том, чтобы неформально выслушать идеи студента коллективом топовых специалистов, который может дать столь необходимый фидбек, поделиться идеями, предложить интересные углы рассмотрения и т. п. 

Отдельной строкой стоит международное сотрудничество. С одной стороны, мы  привлекаем к работе иностранных специалистов, ведущих плодотворную публикационную жизнь, чьи двери также открыты для студентов. С другой стороны, мы помогаем студентам интегрироваться в международную научную среду, обеспечивая стажировки в ведущих западных университетах и поддерживая их работу над их публикациями на иностранных языках. Для последнего, во-первых, предполагается отдельный воркшоп, целью которого будет подготовка статьи для зарубежного журнала, а во-вторых, существует возможность получения лингвистической поддержки для финальной отшлифовки текста с точки зрения языка.

Для проведения исследований студентам предоставляется уникальная возможность свободного доступа к актуальным ресурсам электронной библиотеки Вышки, включающей в себя базу данных отечественной и зарубежной периодики и электронных книг, базу данных зарубежных диссертаций, индексы научного цитирования ISI Web of Knowledge и Scopus, издания и статистические ресурсы Всемирного банка, OECD и МВФ. 

Базовые учебные планы по направлению подготовки 40.06.01 "Юриспруденция"
(Образовательные стандарты НИУ ВШЭ)

профиль2015 год поступления2016 год поступления
12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государствеБУРУП_право_2015_12.00.01БУРУП_право_2016_12.00.01.pdf
12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное правоБУРУП_право_2015_12.00.02БУРУП_право_2016_12.00.02.pdf
12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное правоБУРУП_право_2015_12.00.03БУРУП_право_2016_12.00.03.pdf
12.00.04 - Финансовое право; налоговое право; бюджетное правоБУРУП_право_2015_12.00.04.pdf-
12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспеченияБУРУП_право_2015_12.00.05БУРУП_право_2016_12.00.05.pdf
12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное правоБУРУП_право_2015_12.00.08БУРУП_право_2016_12.00.08.pdf
12.00.10 - Международное право; Европейское правоБУРУП_право_2015_12.00.10БУРУП_право_2016_12.00.10.pdf
12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельностьБУРУП_право_2015_12.00.11БУРУП_право_2016_12.00.11.pdf
12.00.13 - Информационное правоБУРУП_право_2015_12.00.13БУРУП_право_2016_12.00.13.pdf
12.00.15 - Гражданский процесс; арбитражный процессБУРУП_право_2015_12.00.15БУРУП_право_2016_12.00.15.pdf