Аспирантов вытащат из «темных углов»

Педагогические аспиранты Вышки могут достойно зарабатывать, занимаясь только наукой. О том, как университет готовит качественно новое поколение исследователей, рассказывает директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин.

Аспирантская школа по образованию начала свою деятельность в Вышке «с чистого листа» — аспирантура по педагогическим наукам открылась в университете только в 2013 году. Тогда же ее куратором стал Александр Сидоркин, в течение двадцати лет учившийся и работавший в университетах США. Сейчас в педагогической аспирантуре Вышки шесть человек, все они — и это принципиальный момент — при приеме на аспирантскую учебу одновременно начали работать в Институте образования ВШЭ или уже работали там.

Что отличает педагогическую аспирантуру ВШЭ от традиционных аспирантур

«В Вышке были внутренние дебаты о том, нужна ли нам педагогическая аспирантура, — не скрывает Александр Сидоркин. — Их в стране много, но состояние исследований в области образования в России катастрофическое, педагогическая наука находится в тупике. Во-первых, она оторвана от западных традиций — так всегда было, но сейчас это особенно заметно. Во-вторых, мало кто занимается эмпирическими исследованиями в образовании в настоящем смысле этого слова. Только уточняют понятия, создают модели и концепции на основе чистого, не замутненного реальностью воздуха».

Аспирантская школа ВШЭ создана, чтобы переломить эту ситуацию. «Наша задача — вырастить качественно новое поколение исследователей образования, которые читают по-английски, владеют современными исследовательскими методами и могут писать статьи для ведущих мировых журналов», — подчеркивает Александр Сидоркин. А для этого учиться придется у лучших: лидерами в области образовательных исследований являются США, некоторые страны Западной Европы, Австралия, Гонконг.

Состояние исследований в области образования в России катастрофическое, педагогическая наука находится в тупике

Наука не имеет государственных границ, ни одна в истории попытка изолироваться от мирового научного сообщества не приводила к хорошим результатам, напоминает Александр Сидоркин. Другое дело, что прочесть о состоянии российского образования в заграничных журналах нельзя — нужно самим заниматься исследованиями. Современную методологию и теоретическую базу необходимо использовать, чтобы понять, что на самом деле происходит в российском образовании с его особенностями и специфической системой управления и финансирования.

Как поступить в аспирантуру

Чтобы поступить в аспирантуру, необязательно иметь педагогическое образование — скорее нужно, чтобы человек «мог мыслить, мог читать и мог писать». Скажем, из нынешних аспирантов никто не окончил педагогический бакалавриат, хотя некоторые учились в педагогической магистратуре. Магистерский «бэкграунд» вообще очень помогает, вот почему в Вышке выстраивают единый образовательный трек — магистратура плюс аспирантура.

«В магистратуре студенты хотя бы одну статью напишут, про количественные и качественные методы узнают, так что в аспирантуре не надо будет повторяться, а можно будет сразу переходить к исследованиям», — говорит Александр Сидоркин. В Институте образования уже открыта очная магистратура «Измерения в психологии и образовании», а в 2014 году впервые пройдет прием на новую магистерскую программу «Доказательная образовательная политика».

От поступающих в аспирантуру требуется базовое знание английского языка: всех педагогических аспирантов стараются проводить через академическую аспирантуру (аспирантуру «полного дня» с высокой стипендией), и английский язык обязателен при отборе в нее.

Другое обязательное условие — трудоустройство в Институте образования (оно всем аспирантам гарантировано) и отказ от работы вне Вышки. «Все наши аспиранты — члены реальных исследовательских коллективов, все участвуют в наших проектах, — поясняет Александр Сидоркин. — Мы долго это обсуждали и решили, что не будем принимать соискателей, которые не готовы у нас полноценно работать».

Аспирантура открыта как для москвичей, так и для приезжих из других городов России и других стран. С каждым обратившимся проведут индивидуальную беседу.

Сколько в аспирантуре можно заработать

Стипендия по программе академической аспирантуры составляет 30 тысяч рублей в месяц. Еще как минимум 30 тысяч рублей аспирант получает, работая в исследовательском подразделении. Таким образом ежемесячный доход аспирантов составляет не менее 60 тысяч рублей. Кроме того, у аспирантов есть возможность зарабатывать больше, участвуя в различных конкурсах и грантовых программах Вышки.

Иногородним аспирантам ВШЭ предоставляет общежитие.

Какие исследования ведут аспиранты Вышки

Одна из задач аспирантской школы — наладить горизонтальные исследовательские связи, «вытащить аспирантов из темных углов». «Нужно иметь группу поддержки, уметь обмениваться идеями с коллегами, — считает Александр Сидоркин. — Вообще современная социальная наука — дело коллективное, времена гениальных одиночек прошли. Аспирантов мы обязательно включаем в наши семинары — у нас проходит два семинара в неделю — и отправляем на конференции».

 Педагогика как научная дисциплина существует, наверное, только в России. Во всех странах образование рассматривают скорее как предметную область, в которой применяются другие дисциплины: там и психологи работают, и социологи, и экономисты, и философы, и антропологи, и многие другие

Сидоркин Александр Михайлович
Директор аспирантской школы по образованию

«Мы стараемся избегать слова «педагогика», а говорим «науки об образовании», — продолжает директор аспирантской школы. — Педагогика как научная дисциплина существует, наверное, только в России. Во всех странах образование рассматривают скорее как предметную область, в которой применяются другие дисциплины: там и психологи работают, и социологи, и экономисты, и философы, и антропологи, и многие другие».

О разнообразии исследовательских возможностей говорят темы диссертаций, над которыми трудятся нынешние аспиранты: влияние поведения учителей на вовлечение детей в учебный процесс; использование социальных сетей в преподавании; ценностные установки родителей в отношении образования для их детей; трансфер учебных знаний; анализ результатов многолетней Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC). Аспиранты проводят и экспериментальные исследования, например, по игровым методам в деловом тренинге.

Аспирантура или PhD?

«В дополнение к аспирантуре мы серьезно думаем о создании программы PhD, чтобы у аспирантов был выбор — получить кандидатскую, PhD или и то, и другое, — рассказывает Александр Сидоркин. — Требования будут похожи, но PhD-диссертацию надо будет писать на английском языке. Работодатели принимать людей с российской PhD-степенью готовы — мы провели такой опрос. Но на этом пути есть законодательные трудности, которые необходимо преодолеть, особенно если мы хотим приглашать к себе молодых зарубежных исследователей. За границей никто не понимает, что такое «кандидат наук», как устроена ВАКовская система и почему люди, которые сами ничего не опубликовали по вашей проблематике, будут решать, хорошая у вас диссертация или плохая».

Где работать после окончания аспирантуры

Потребность в квалифицированных исследовательских кадрах в российском образовании очень велика. Кто-то из аспирантов останется работать в Вышке, кто-то уйдет в другие вузы или в органы управления образованием — на них, особенно на местном уровне, ложится все больше функций по анализу данных и принятию решений, для этого нужна специальная подготовка.

Кроме того у каждой крупной компании (обычно в системе HR) есть образовательные программы — там тоже востребованы люди, которые могут не только обучать и переподготавливать сотрудников, но и анализировать, каких умений и компетенций компании не хватает. «Безработных среди наших выпускников точно не будет, — уверен Александр Сидоркин. — Образование — мощнейшая индустрия в стране, она никуда не исчезнет, а будет только развиваться».