ВШЭ обеспечит интеграцию своих аспирантов в мировую науку

Проблемы российской исторической науки необходимо решать уже на уровне подготовки аспирантов. Аспирантская школа ВШЭ по истории предлагает молодым исследователям особую образовательную программу, набор научных семинаров и работу в ведущих исследовательских подразделениях университета.

Нужна ли учеба аспирантам?

Первые аспиранты появились на факультете истории ВШЭ в 2012 году, почти все они были зачислены на программу академической аспирантуры (аспирантуры «полного дня»). Тогда же началась разработка курсов для аспирантов. Новый закон об образовании предполагает принципиально иную организацию образовательного процесса в аспирантуре: обучающимся предстоит набирать 60 кредитных единиц в год, то есть столько же, сколько набирают студенты в бакалавриате и магистратуре.

«Многие представители профессорско-преподавательского состава скептически отнеслись к этому нововведению, предположив, что оно отвлечет аспирантов от основного — написания кандидатской диссертации, — признает директор аспирантской школы по истории ВШЭ Марина Румянцева. — Но думаю, что образования много не бывает — все зависит от того, как выстроить образовательную программу. Я уверена, что при том уровне программ, который обеспечивает Вышка, обучение в аспирантуре принесет пользу не только в плане повышения научного и общекультурного уровня выпускника, но и в работе над диссертацией, поскольку эти характеристики связаны самым тесным образом. В современной науке — я в этом глубоко убеждена — «узкий специалист» может быть только ремесленником, но никак не ученым».

Образовательная программа, предлагаемая аспирантской школой по истории, нацелена на синтез знаний. Акцент сделан на курсах, вводящих аспирантов в проблематику и методологию современной исторической науки

Поэтому и образовательная программа, предлагаемая аспирантской школой по истории, нацелена на синтез знаний. Акцент сделан на курсах, вводящих аспирантов в проблематику и методологию современной исторической науки: «Новейшая мировая историография», «Теории и методы современного исторического познания», «Теория источниковедения и практики источниковедческого анализа». Что касается формы проведения занятий, то это преимущественно дискуссии на основе как лекционного материала, так и предварительно изученной литературы. Системообразующая роль в интеграции и одновременно диверсификации аспирантских исследований отводится научно-исследовательскому семинару (НИС). НИС — это вообще фирменный знак Вышки как национального исследовательского университета на всех уровнях образования.

Еще одну возможность для интеграции исследовательских подходов дает система научных семинаров. Такие семинары проводятся и в Москве (на факультете истории, в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ), Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований, Международном центре истории и социологии Второй мировой войны), и в Санкт-Петербурге (семинар «Границы истории» организуют совместно факультет истории и Центр исторических исследований петербургского кампуса ВШЭ). Таким образом, аспиранты легко могут найти нужную им площадку для обмена исследовательским опытом.

Каких аспирантов ждет историческая школа

«Естественно, в соответствии с законом об образовании, поступающий должен иметь диплом специалиста либо магистра, — говорит Марина Румянцева. — А что касается наших ожиданий, то скажу банальность: мы ждем аспирантов, которые готовы и хотят учиться и делать это именно в Вышке. Все прочее — второстепенно».

Поступать в аспирантуру ВШЭ могут и выпускники других вузов. Школа заинтересована в «пришлых» аспирантах не только потому, что поддерживает идею мобильности выпускников при поступлении как в магистратуру, так и в аспирантуру, но и потому, что с ними очень интересно работать — и преподавателю, и аспирантской группе. Опыт минувшего учебного года показал, что процесс адаптации «внешних» выпускников гораздо менее болезненный, чем можно было ожидать. Хотя при разработке и особенно при реализации образовательной программы, конечно, приходится учитывать разнообразие изначальной подготовки аспирантов.

Одна из задач аспирантской школы — помочь молодому исследователю интегрироваться в научное сообщество

«В целом же нам с аспирантами пока везет, — отмечает Марина Румянцева. — Наши аспиранты с готовностью, если не сказать с энтузиазмом, восприняли аудиторные занятия. В подтверждение можно привести тот факт, что лекции-дискуссии и научно-исследовательский семинар вместе с «первокурсниками» посещали и многие аспиранты второго года обучения, хотя они не обязаны этого делать, поскольку не подпадают под новый закон об образовании».

Аспирантура как способ интеграции в научное сообщество

Одна из задач аспирантской школы — помочь молодому исследователю интегрироваться в научное сообщество. Для этого, с одной стороны, аспирант не должен замыкаться только на подготовке своей диссертации, терять связи с коллегами, с другой — ему следует уделять достаточно времени исследовательской работе, не отвлекаясь на заработки «на стороне».

Вышка такую возможность своим аспирантам предоставляет. Во-первых, с помощью стипендий по программе академической аспирантуры. Во-вторых, благодаря трудоустройству в самой Вышке: аспиранты-историки работают в ИГИТИ, Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований и в других подразделениях университета. Там они оказываются в реальной академической среде, непосредственно связанной с их научными интересами, и, занимаясь наукой, зарабатывают себе на жизнь. Кроме того аспиранты могут участвовать в программе учебных ассистентов.

«Неправильно быть эгоистами»

Дискуссии о состоянии исторической науки в России идут непрерывно, но оценить реальное состояние дел очень сложно. Безусловно, есть крупные исследовательские центры, вокруг которых строится научная коммуникация по определенной проблеме или направлению. Но не секрет, что есть и масса «исследований», выполненных на низком уровне и отнюдь не с научной мотивацией, а из финансовых (надбавка к зарплате) или карьерных соображений. А ведь существует и абсолютно «герметичная» часть научного сообщества, которая собственно наукой вообще не занимается, никак и нигде не публикуется.

Марина Румянцева среди прочих выделяет две проблемы: слабый уровень методологической рефлексии значительной части исследователей (и, соответственно, слабая теоретическая основа и устаревший исследовательский инструментарий), а также слабая вовлеченность большинства российских ученых в мировую науку. Именно на решение этих двух проблем и нацелена аспирантура ВШЭ.

«Но есть и еще один момент, который нельзя не отметить, — говорит директор аспирантской школы по истории. — Мы обеспечим себя кадрами высшей квалификации, обеспечим и интеграцию наших аспирантов в мировую науку (об этом уже можно говорить с уверенностью), но вот насколько аспирантура Вышки может оказать влияние на российскую историческую науку — вопрос во многом открытый. И вопрос этот, на мой взгляд, — часть более широкой проблемы: каковы механизмы и, возможно, пределы влияния истинно научных центров на состояние науки и высшего образования в стране в целом?»

«Неправильно быть эгоистами и готовить кадры высшей квалификации только для себя, — считает Марина Румянцева. — Жаль, что действующий закон об образовании сильно затрудняет подготовку научных кадров через заочную аспирантуру и не предусматривает соискательства. Ведь нельзя не приветствовать желание уже сложившегося специалиста — преподавателя, архивиста, музейщика — повысить свою квалификацию путем обучения в аспирантуре. Правда, приказ Минобрнауки от 19 ноября 2013 года, конкретизирующий требования закона применительно к аспирантуре, предполагает не только очную, но и заочную и очно-заочную формы обучения. Но как обеспечить для этих форм 60 зачетных единиц в год, пока абсолютно не понятно. Над этим предстоит усиленно работать».

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ