Аспирантская школа по праву ищет самые светлые головы

Аспирантская школа ВШЭ по праву на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 28 человек, прием документов — до 12 сентября. Чем будут заниматься аспиранты, рассказывает академический директор Аспирантской школы Георг Бекназар-Юзбашев, выпускник магистратуры университета Чикаго.Юриспруденция всегда была достаточно традиционной наукой, не склонной к быстрым изменениям, но сейчас настало время, когда в подготовке аспирантов по праву нужно многое менять. Заданы новые рамки, в которых с этого года будет работать аспирантура, а что именно получится — зависит от нас. Создание Аспирантской школы по праву — это небольшая революция, это поиск нового, и перед нами сегодня стоят самые разные задачи — от налаживания научных и образовательных контактов с зарубежными университетами до создания привлекательного современного сайта.

Аспирантская школа по праву ищет самые светлые головы

Аспирантская школа ВШЭ по праву на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 28 человек, прием документов — до 12 сентября. Чем будут заниматься аспиранты, рассказывает академический директор Аспирантской школы Георг Бекназар-Юзбашев, выпускник магистратуры университета Чикаго.

Юриспруденция всегда была достаточно традиционной наукой, не склонной к быстрым изменениям, но сейчас настало время, когда в подготовке аспирантов по праву нужно многое менять. Заданы новые рамки, в которых с этого года будет работать аспирантура, а что именно получится — зависит от нас. Создание Аспирантской школы по праву — это небольшая революция, это поиск нового, и перед нами сегодня стоят самые разные задачи — от налаживания научных и образовательных контактов с зарубежными университетами до создания привлекательного современного сайта.

Чего не хватает российской юридической науке?

Во-первых, юриспруденция в России по-прежнему зажата в рамках отечественной юридической мысли, основы которой остаются марксистско-ленинскими. Процесс ее преобразования, путь к мыслителям дореволюционным и западным пока не завершен, и наши аспиранты должны включиться в мировую науку, ориентироваться в этой науке, преодолев языковой и прочие барьеры.

Во-вторых, юриспруденция в России зажата в самой себе, она мало использует достижения других наук, не включена в междисциплинарные исследования. Например, на Западе появилось направление Behavioral Law & Economics, в основе которого — применение экономического анализа к праву, причем этот анализ корректируется с учетом новейших достижений социологии и когнитивной психологии. Право становится частью единой социальной науки. Чтобы регулировать общественные отношения, знаний одной юриспруденции уже недостаточно. Это касается не только правового регулирования, но актуально и для практикующих юристов, поскольку понимание смежных наук дает возможности для дополнительной аргументации.

В-третьих, формат преподавания юридических дисциплин во многом устарел, и мы планируем его менять. Если лекция — это пересказ преподавателем собственного учебника, то зачем ходить на занятия? Лучше просто прочитать этот учебник. Мы хотим, чтобы студент готовился к лекции, читая нужные материалы. Тогда на лекции преподаватель сможет выстраивать обсуждение таким образом, чтобы студент приходил не просто к запоминанию, но — к самостоятельному пониманию принципов, лежащих в основе материала. Лекции в каком-то смысле совмещаются с семинарами. Это так называемый сократический метод, используемый во всех топовых американских школах права — лучший способ заставить студента думать, а будущего преподавателя — понять, что лекции могут быть организованы иначе.

Как будет строиться учебный процесс в аспирантской школе?

Подробнее об этом можно узнать на нашем сайте в разделе «Программа Школы». Будут курсы обязательные и по выбору, методологические (для развития исследовательских навыков) и междисциплинарные (например, экономический анализ или основы статистики). От узкоспециализированных курсов по юриспруденции мы отказались.

Как сказал мой коллега Александр Сидоркин, возглавляющий Аспирантскую школу ВШЭ по образованию, аспирантов нужно вытащить из «темных углов» — наладить горизонтальные исследовательские связи. Для аспирантской школы по праву это тоже актуально, хотя и непросто. Понятно, что каждая кафедра изучает свою проблематику, но для некоторых из них можно найти общие интересы и обсуждать ряд проблем совместно, сделать так, чтобы аспирант общался не только со своим научным руководителем, но и с разнородным кругом старших коллег, представляющих различные углы зрения на конкретную проблему.

Для меня идеальный аспирант — тот, кто озадачен. Тот, кто не понимает. Кто не может найти ответ на вопрос и заинтересован в том, чтобы поскорее это сделать

В перспективе мы хотели бы готовить студентов к получению степени не только кандидата юридических наук, но и J.S.D. (Doctor of Juridical Science) — аналога Ph.D в области права. Это будет степень, присваиваемая Высшей школой экономики, соруководителями диссертаций могли бы стать профессора зарубежных университетов. Репутация нашей J.S.D. в этой ситуации — вопрос времени. У меня нет сомнений, что мы эту репутацию быстро заработаем, поскольку требования к соискателям будут жесткими. Наличие степени будет свидетельствовать, что человек обладает действительно серьезным научным потенциалом, она станет сигналом и для западных университетов, и для отечественных. Защита будет происходить на английском языке, и диссертационный совет будет состоять из специалистов по теме работы (вопреки сложившейся в России практике, когда главное — регалии члена диссовета, а не его научные интересы).

Каким должен быть идеальный аспирант?

Для меня идеальный аспирант — тот, кто озадачен. Тот, кто не понимает. Кто не может найти ответ на вопрос и заинтересован в том, чтобы поскорее это сделать. Без вопроса, без интереса не может быть настоящего ученого. Это главный критерий; хотя его, конечно, недостаточно. Так, аспирант должен уметь учиться, а у нас с этим проблемы. Есть порочная российская традиция, когда студенты делают вид, что учатся, а преподаватели делают вид, что от них что-то требуют. В последний день студент полагается на авось и вымаливает оценку или отсрочку, а разжалобленный преподаватель ему уступает. В западной традиции такое немыслимо. Нам важно поменять культуру обучения, чтобы аспиранты посещали лекции, чтобы они соблюдали дедлайны, чтобы понимали: «вторых шансов» и отсрочек не будет. Так что наша задача — ставить требования и придерживаться их, формируя новую культуру отношения к образованию.

Мы будем очень жестко контролировать посещаемость. Понятно, что практически все наши студенты будут не только учиться, но и работать, поэтому занятия проводятся по вечерам не более 2-3 раз в неделю. Наши требования должны быть реалистичными, но неукоснительными. Для тех, кто работает в офисе 14 часов в сутки без выходных, такое, конечно, неприемлемо, но тогда вряд ли им нужна аспирантура. Мы исходим из того, что учеба в аспирантской школе — это начало научной карьеры, и многие выпускники аспирантуры факультета права разных лет уже успешно делают эту карьеру в Вышке.

С кем нам по пути

Любая аспирантура предназначена для тех, кто хочет заниматься наукой. С теми, кому диплом кандидата наук нужен лишь для того, чтобы повесить на стену (а таких, увы, немало среди чиновников и корпоративных юристов), нам не по пути. Непросто найти почти тридцать действительно талантливых человек в год, которые хотят заниматься именно наукой, хотя конкурс у нас составляет порядка трех человек на место, на выбор предлагается 11 профилей (в старой терминологии — специальностей, полный перечень есть тут).

Аспирантская школа ВШЭ по праву ищет самые светлые головы — выпускников вузов, способных к научной работе. Понятно, что преподавателям проще принимать в аспирантуру тех студентов, которых они давно и хорошо знают по магистратуре и тем более по бакалавриату, а если человек пришел со стороны, пусть даже с красным диплом ведущего вуза и с хорошим рефератом, — у них возникают сомнения. Научный потенциал «своих» проще оценить. Но это совершенно не значит, что мы выращиваем только «своих». Поскольку задача Аспирантской школы — подготовить ученых, которые будут определять развитие нашей науки, мы заинтересованы в том, чтобы при отборе руководствоваться принципом не «свой — чужой», а «слабый — сильный». Уже сейчас среди абитуриентов нашей аспирантской школы есть выпускники других ведущих вузов, в том числе московских, и есть все основания полагать, что в этом году у нас будет очень сильный набор.