УСПЕХ ВЫПУСКНИКА

Интервью с выпускником АШ по праву Дементьевым Владиславом Александровичем, консультантом в Управлении взаимодействия с органами государственной власти и аналитического обеспечения законопроектной деятельности Администрации Губернатора Московской области.

Владислав Дементьев, выпускник АШ по праву

Владислав Дементьев, выпускник АШ по праву

Когда Вы поступили в аспирантскую школу по праву?

Я заканчивал специалитет и вошел в один из первых наборов в Аспирантскую школу по праву НИУ ВШЭ. На мой взгляд, зачисление аспирантов не на конкретную кафедру, а в Аспирантскую школу позволило многим моим талантливым коллегам стать в тот период аспирантами и начать свой академический путь.

Как проходил процесс утверждения Вашей темы?

Еще до поступления в аспирантуру я прорабатывал потенциальную тему с научным руководителем – д.ю.н., профессором Иваном Ивановичем Овчинниковым. В тот период я на практике занимался муниципальными выборами и некоторый опыт в этой сфере подтолкнул меня к выбору сначала темы дипломной работы, а потом и темы диссертационного исследования. После моего поступления в аспирантуру тема была обсуждена и одобрена на кафедре, а потом на ученом совете в следующей редакции: «Пропорциональная избирательная система в механизме муниципальных выборов».

Вполне стандартная процедура, не помню, чтобы с этим возникали какие-то сложности.

Какие впечатления остались у Вас от программы аспирантуры?

В первые два года пришлось не только писать диссертацию, но и ходить на занятия. Программа аспирантуры была достаточно насыщенной и разнообразной. Среди прослушанных курсов можно отметить курсы по научной методике и проблемам развития высшего образования.

Мне кажется, что поначалу «в меня не очень верили», в частности мой научный руководитель (а после защиты он подтвердил мое предположение и признался, что некоторые сомнения относительно того, что я подготовлю текст и статьи, у него были). Иван Иванович был руководителем еще моей дипломной работы и тогда не очень одобрял ее, как он считал, слишком эмпирический характер (а диплом я писал по мотивам своей работы в избирательном штабе). Хотя, оглядываясь назад, могу сказать, что сейчас я, на самом деле, написал бы тот диплом по-другому. Также он считал, что мне нужно работать над научным стилем и больше заниматься вопросами теории. Свои сомнения Иван Иванович обозначил в отзыве на мой реферат, который тогда требовался для поступления в аспирантуру.

Помню, что где-то через полгода после поступления заведующий кафедрой поручил написать отчет о проделанной мною за это время работе по диссертации. В отчете мне удалось убедительно продемонстрировать достигнутые к тому моменту результаты. Я усвоил замечания, касающиеся стиля, и написал все именно тем языком, которым это следовало делать. В шлифовке научного стиля мне помогло не только то, что я активно читал научную литературу и впитывал стиль оттуда, но и мой аналитический и экспертный профессиональный опыт. В то время я делал первые серьезные шаги в профессии, работая в Государственной Думе под руководством таких выдающихся юристов, как, в частности, Председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин, у которого было и есть чему поучиться, в особенности в части стиля.

В общем, с тех пор и научный руководитель, и кафедра меня поддерживали и невзирая на трудности и проблемы, которые имели место на моем долгом пути в аспирантуре, помогли мне дойти до защиты, за что я им очень благодарен.

Трудно ли дались предзащита и защита диссертации?

Считаю, что предзащита и защита дались мне относительно легко. По крайней мере, на примере других коллег знаю, что на этих этапах можно столкнуться с куда большими трудностями. Члены кафедры высказали очень ценные комментарии к диссертации, которые позволили посмотреть на ряд проблем под другим углом и в итоге провести качественное исследование.

Что далось действительно трудно, так это публикация научных статей в журналах «белого списка», которые требуют высокого профессионального качества для направляемых в них материалов. Но и эту сложность я также успешно преодолел.

 Что привнес опыт обучения в аспирантуре и защиты диссертации для жизни и профессиональной позиции?

Для жизни – в первую очередь понимание того, что не бывает совсем безвыходных ситуаций и что всегда нужно стремиться довести начатое дело до конца и быть готовым к упорной методичной работе по достижению поставленных целей.

А что касается профессиональной позиции, то подготовка диссертации развивает системность мышления, аналитические и креативные способности, формирует умение рассматривать проблемы под разными углами. Кроме того, оттачиваются литературные навыки, что, на мой взгляд, имеет особое значение для любого юриста. По работе я занимаюсь законопроектной деятельностью, для которой системность мышления — это ключевой навык. Вне зависимости от того, разрабатывается ли качественно новый законопроект или вносятся изменения в действующее регулирование, важно видеть взаимосвязи между нормативными правовыми актами и между отдельными нормами внутри них, понимать, как нормы работают в жизни, что называется «на земле», уметь оценивать возможные последствия предлагаемых изменений, которые практически никогда не лежат на поверхности. Учеба в аспирантуре помогает продвинуться в понимании этих аспектов. Нельзя сказать, что это происходит одномоментно до защиты или сразу после, но чем глубже погружаешься в работу над диссертацией, чем больше собираешь и анализируешь материал, преломляешь профессиональный опыт к предмету исследования, тем скорее происходит накопление своего рода «критической массы», которая позволяет по-новому взглянуть на профессиональную деятельность, видеть ее в новых красках, находить новые возможности для реализации тех или иных идей. Вместе с тем такое расширение горизонтов вооружает способностью замечать пробелы, в том числе и в своей собственной работе. Все это безусловно повышает профессиональный уровень и, я надеюсь, качество законопроектов, в разработке которых я принимаю участие. Не будет преувеличением сказать, что учеба в аспирантуре и работа над диссертацией выступают в качестве катализатора профессионального развития, поэтому я ни в коем случае не жалею, что когда-то принял решение поступить в аспирантуру своей alma mater.

 

Интервью записала Масленникова С.В.